Ремонт передней вилки велосипеда своими руками

Как снять и разобрать переднюю вилку велосипеда

Вилка на велосипеде служит не только связующим элементом между рамой и передним колесом. На моделях МТБ она еще выполняет функцию основного амортизатора, сглаживая колебания, нагрузку на руки и негативное воздействие на механизмы и раму. Как и любой механизм, она требует периодического обслуживания, регулировки и замены составляющих деталей. А все это потребует снятия и разборки. Возможно ли разобрать вилку велосипеда самостоятельно? Вполне, для этого нужно лишь немного времени, несколько простых инструментов и аккуратность.

Для чего нужно снимать велосипедную вилку

Очевидно, что просто так демонтировать ее с велосипеда не нужно. Для этого есть ряд причин – замена, переборка и обслуживание. Под заменой понимается снятие непригодной детали и установка вместо нее новой.

Ремонт – частичная замена составляющих. Это могут быть подшипники, шайбы, пружина, демпфер или сальник. В обслуживание входит настройка, очистка, смазка.

Основные симптомы, которые указывают на то, чтобы снять вилку с велосипеда и привести ее в порядок:

  • стук на ходу;
  • вилка заклинила и не регулируется;
  • износ подшипников;
  • отсутствие смазки (скрипит);
  • провороты, тяжелый ход руля;
  • трещины на ногах и штанах.

Устройство классической передней амортизационной системы – металлическая пружина и резиновый демпфер. Усадка пружины и удлинение эластомерного стержня ухудшают свойства амортизатора, из-за чего он становится жестким. Независимо от настройки, вилка будет стучать на препятствиях.

Люфт и тугой ход руля указывают на износ подшипников и уплотнительных колец, а также на загрязнение полости вилки. Подозрительный скрип при движении велосипеда говорит о том, что необходимо смазывать деталь, и без ее снятия не обойтись.

Любое механическое повреждение влечет за собой неожиданную поломку системы. При обнаружении трещин на корпусе и ногах вилку немедленно следует поменять на новую!

В разборке амортизатора своими руками понадобятся инструменты:

  • набор отверток;
  • плоский острый предмет;
  • гаечные ключи + раздвижной;
  • шестигранник;
  • маленький молоток.

При работе необходимо будет очистить и смазать деталь заново, поэтому понадобятся баллончик со смазкой, несколько мягких тряпок и перчатки.

И несколько рекомендаций напоследок:

  • проверять велосипедную вилку на целостность каждые 500 – 1000 км пробега;
  • очищать ножки на сальниках каждые 150 – 200 км пути;
  • несколько раз в сезон наносить немного смазки на сальниковую часть ног;
  • специально для гидравлических амортизаторов – менять масло через каждые 5000 км пробега.

Как снять и поставить вилку – пошаговая инструкция

На первом этапе нужно освободиться от переднего колеса. Для этого переворачиваем велосипед вверх ногами. Ободные тормоза разжать, откинув зажимную дугу. С дисками можно сразу приступить к снятию колеса. Тут же снимаются крылья и прочие приспособления.

Ставим байк в привычное положение. Теперь нужно вытащить руль и извлечь вилку из стакана:

1. Отжать боковые болты на выносе руля.

2. Полностью выкрутить крепеж рулевого штыря, или «якорный» болт.

3. Руль аккуратно вынимается с вилки. Сразу же можно протереть трубу мягкой тряпочкой.

4. Тонким острым предметом (отверткой или канцелярским ножом) поддеть фиксирующую металлическую шайбу над стаканом.

Этим же инструментом выпрессовать уплотнительную прокладку под шайбой. Как только кольцо отойдет от края стакана, аккуратно вытянуть его руками.

5. Приподнять раму и предельно аккуратно вытянуть вилку снизу. Почему? Чтобы не повредить и не растерять подшипники.

6. Далее нужно отделить корону от штока. Для этого необходимо выбить соединительное кольцо, на которое ложится подшипник рулевой колонки.

Аккуратно с помощью тонкого острого предмета и молоточка отделить кольцо от края вилки. На этом процесс снятия закончен.

Как поставить вилку обратно на велосипед

Для начала осмотреть подшипниковое кольцо. На нем не должно быть повреждений и отбитых краев. В противном случае понадобится его замена (если ставится старая вилка). Последовательность сборки:

1. Надеть кольцо на стык вилки с рулевой колонкой.

2. Охватить его разводным ключом сверху.

3. С помощью молотка мягкими ударами по губкам ключа равномерно запрессовать кольцо. Забиваем «по звуку»: пока он будет глухой, продолжаем прессовать, звонкий – кольцо стало на место.

4. Смазать поверхность стопора (смазка – литол-24, буксол или специальный состав).

5. Аккуратно уложить подшипник шариками наверх. На него тоже можно нанести немного смазки. Под подшипник обязательно кладется уплотнительная шайбочка.

6. Аккуратно вставить шток в стакан и повторить все работы по снятию в обратном порядке.

Разборка передней вилки на запчасти

Для замены деталь разбирать не нужно, а вот ее ремонт потребует «влезть» в механизм и тщательно покопаться в нем. Рассмотрим, как перебрать амортизационную вилку пружинно-эластомерного типа:

  1. Отвинтить нижние крепления с помощью шестигранного ключа.
  2. Выкрутить болт регулировки сжатия пружины – Preload. Он является основным регулятором хода амортизатора.
  3. Вынуть эластомер-ограничитель, или демпфер.
  4. Снять «штаны».
  5. При помощи отвертки извлечь из штанов уплотнители.

К основным причинам, почему вилка скрипит, издает стуки и не сглаживает колебания на ходу велосипеда, относится износ деталей, попадание воды и грязи, отсутствие внутренней смазки. Приводим в порядок:

  1. Удалить всю грязь с внутренней поверхности штанов.
  2. Тщательно протереть ноги вилки, пружину и уплотнители.
  3. По необходимости заменить неисправную деталь.
  4. Поставить эластомерный демпфер (залить масло через ниппель для гидравлической вилки).
  5. Смазать внутреннюю полость – впрыснуть масло из баллончика.
  6. Установить крепежный болт и Preload.

Так выглядит переборка велосипедной вилки своими руками. Нужна ли она для новой детали? Существует мнение, что перебранная сразу вилка будет лучше настроена и дольше прослужит. Здесь многое зависит от качества комплекта, а выяснится это в реальных условиях катания.

Плановый ремонт делается по необходимости, переборка раз в сезон. И конечно, не стоит забывать о профилактике. После каждой поездки удалять грязь с поверхности сальников, смазывать, проверять крепления и целостность.

Если появился люфт в передней вилке велосипеда #10132; устранение, ремонт

Сегодня поговорим о том, как устранить люфт амортизационной вилки спортивного велосипеда. Данная схема подходит для всех марок популярных и не очень велосипедных амортизационных вилок, таких как RST (OMEGA, Blaze, GILA, Capa), SUNTOUR (XCR, XCM, XCT), Rock Shox, zoom и другие. Устроены недорогие вилки, как правило, по похожей конструкции, поэтому инструкция по переборке и устранению люфтов можно применять практически к любым моделям. Почитать какие есть велосипедные вилки их виды и типы .

Как определить, что есть люфт?

Все очень просто, достаточно нажать передний тормоз и движениями вперед-назад велосипеда если есть люфт, то вы его обязательно почувствуете. Для не дорогих вилок люфт - это не редкость, он проявляется очень быстро. Минимальный люфт допускается. Со временем люфт будет увеличивается и стоит задуматься о переборке и доработке вилки.

Причина или от чего происходит люфт, амортизационной передней вилки горного велосипеда?

В конструкции велосипедной вилки, а именно в ногах, установлена пара направляющих, которые сделаны из пластика, называются они - башинги. Из-за их износа и происходит такое явление.

Профилактика и устранение.

Для удобства я бы порекомендовал снять вилку полностью, но некоторые это делают и на велосипеде. Снять вилку с велосипеда не должно составить вам труда, открутить пару болтиков, снять руль и если необходимо тормоза или тросик.

Снимаем ноги вилки.

Откручиваем гаечки или шестигранники снизу, ключом на 10, затем увидим наконечники с резьбой, с которых мы открутили гайки, для того чтобы ноги снялись, скорее всего нужно будет не сильно ударить по ним молоточком. Для того чтобы не сбить резьбу, необходимо немного накрутить гайки снова и легкими ударами выбиваем штаны.

Откручиваем гайки теперь до конца, теперь штаны должны с легкостью сняться с ног вилки.

Теперь необходимо снять сальники, которые предотвращают попадание грязи внутрь вилки. Для этого понадобится не большая отвертка, подковыриваем и снимаем их.

Далее нужно вынуть те части, которые, непосредственно разбивают вилку и создают люф - башинги или еще их называют направляющие. Направляющие имеют защелки, поэтому вытягиваем их немного проворачивая, для выхода защелки фиксатора из паза в штанах.

Работаем с направляющими.

Переходим к самому главному. Необходимо намотать скотч или изоленту на направляющие. Сколько витков нужно мотать зависит от износа. Для начала попробуйте сделать пару витков и вставить направляющие в штаны. Там, где защелки не заматывайте, или сделайте вырезы там, где необходимо. Если они встали туго, то может этого хватит. Вспомните как легко они у вас извлекались. Сделав такую манипуляцию с обеими башингами, можно прикинуть надев штаны на ноги вилки и покачать. Если присутствует люфт снова, то снимаем заново и добавляем еще пару мотком на пластиковые направляющие и снова собираем, пока не достигнем нужного эффекта.

Перед сборкой вилки обязательно необходимо ее очистить от старой грязи и смазки, промыть сальники (пыльники) и остальные детали. Также желательно смазать направляющие, ноги вилки.


Интересное видео о том, как устранить люфт на вилке SR Suntour XCT.

В принципе таким простым способом можно устранить люфт на велосипедной вилке, это не займет много времени. Сколько прослужит такой ремонт зависит от того как много и по каким дорогам вы катаете. Периодически, с появлением люфта снова, вы уже будете знать, как его устранить, заодно переберете помажете вилку, что даст хоть и ненадолго, но положительный эффект. Это все же дешевле чем покупка новой вилки, если уже покупать то хорошую качественную вилку высокого уровня. Но и с такими вилками ТО вы не обойдете, но ресурс будет на порядок выше.

Как правильно обслуживать вилку велосипеда

Начался велосипедный сезон, многие с нетерпением ждали его открытия, в том числе и я. Но вот приключилась беда, когда я сел на свой велосипед, я понял, что передняя вилка у меня почти не работает, я еле ее раскачал. А все из за того, что я отнесся к этому не должным образом. А всего лишь, нужен был правильный уход за велосипедной вилкой. Вот я и решил написать об этом.

А для более долгой жизни велосипедной вилки нужен соответствующий уход. Тем более что она играет важную роль в конструкции велосипеда. Она гасит удары при езде, продлевает жизнь почти всем узлам велосипеда и улучшает комфорт и управляемость. Неработающая вилка, может привести к серьезным последствиям. Ранее я писал как выбрать педали для велосипеда и правильный уход за ними, пришло время и для велосипедной вилки.

Устройство велосипедной вилки

Велосипедная вилка устроена очень просто. Она состоит из нескольких элементов: штаны, ноги, корона и амортизаторы. Амортизаторы могут быть пружинные, масляные или воздушные. Ниже изображение с подробным описанием конструкции велосипедной вилки .

Важные моменты в обслуживании велосипедной вилки:

  • Необходимо производить чистку и смазку ног и сальников, примерно каждые 100 км. пройденного пути;
  • Каждые 500 км. следует осматривать штаны и ноги, а также сальники, возможно они повреждены или имеют трещины. Следует обязательно разбирать вилку и смазывать все движущиеся элементы;
  • Если вы эксплуатируете масляную вилку, то каждый сезон следует менять масло. Нужно обратиться в сервис или сделать это самому, но тут нужны знания.

Для этих работ вам не потребуется много инструмента. Хватит обычной отвертки, пару гаечных ключей и шестигранников. И опять же, если вилка масляная, следует приготовить новое масло и емкости для слива старого масла с вилки велосипеда.

Порядок снятия вилки с велосипеда

Для большего удобства, следует использовать специальные крепления для ремонта велосипедов или же перевернуть его вверх ногами. Снять переднее колесо, не забыв распустить тормоза. Возможно вам потребуется снять руль велосипеда, но я к этому не прибегал. Снимать его следует, если вы будите снимать вилку полностью с велосипеда.

Если же вы решили снять полностью вилку, прибегая к снятию руля, то следует помнить, что шток руля имеет насыпные подшипники, следует внимательно к этому отнестись, иначе можно растерять шарики.

Теперь следует снять резиновые (или пластиковые) заглушки, находящиеся вверху и выкрутить два болта. Болты находятся в ногах вилки, расстояние может быть разное, но минимальное примерно 30 см. Следует заранее приготовить ключ под шестигранник нужной длинны. Шестигранники могут быть разного размера: на 5 мм. на 6 мм. У меня были на 6 мм.

В зависимости от конструкции велосипедной вилки. вместо заглушек у вас может стоять прелоад (настройка жесткости вилки). Для откручивания этого элемента вам может понадобиться ключ-семейник или же обычный разводной ключ. Под прелоадом находиться пружина, которую тоже следует промыть и смазать.

Выкрутив два длинных болта, которые являются ограничителем хода велосипедной вилки, вы сможете вынуть ноги вилки из так называемых штанов. Будьте внимательнее, там установлены отбойники, не нужно их терять

Смазка и уход за велосипедной вилкой

После разборки велосипедной вилки. следует ее смазать и собрать все обратно. Собрать без ошибок, как было до разборки. Не перепутать место где расположены отбойники. У меня отбойники были только в одной ноге. Я сначала поставил в обе, но понял что неправильно, так как вилка сильно проседала и подклинивала в нижнем положении, пришлось заново разбирать и ставить все на свои места.

Смазывать следует втулки в штанах и сами ноги. Для смазки велосипедной вилки подойдет силиконовая смазка или любая другая прозрачная. Я дополнительно побрызгал болты и пружины силиконовым спреем, для предотвращения коррозии.

Следует в дальнейшем использовании велосипеда протирать ноги вилки от пыли и грязи, после каждого заезда. Это предотвратит попадание ее под пыльники и сальник и соответственно увеличит время жизни вашей велосипедной вилки.

Источники: http://velofans.ru/remont/kak-snyat-razobrat-perednyuyu-vilku-velosipeda, http://vel4ik.ru/2016/06/lyuft-velosipednoy-vilki-remont.html, http://petenev-blog.ru/kak-pravilno-obsluzhivat-vilku-velosipeda.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения