Ремонт стиральной машины активаторного типа своими руками

Стиральнаямашина автомат. От истоков

Сегодня устройство, которое деловито шумит в нашей ванной, и превращает грязное белье в чистое, является вполне обычным атрибутом домашнего обихода. И правда, кого сейчас удивишь автоматической стиральной машиной? Холодильник, машинка-автомат и телевизор – минимальный набор бытовой техники в каждом доме. Уже невозможно себе представить, что так было не всегда. Что были дни стирки , которые считались сугубо женской обязанностью. Что белье нужно было полоскать и отжимать вручную. Что одежда имело несколько степеней загрязнения И периодически приходится вспоминать о тех временах, когда этот чудо прибор ломается. В общем, машинка-автомат достойна того, чтобы поинтересоваться историей её появления.

С того самого времени, когда человек разумный догадался носить одежду, защищающую его от холода, и возник вопрос стирки. Точнее, проблема излишней трудозатратности процесса. Которую, сметливое двуногое, сразу попыталось как-то решить с помощью разнообразных устройств. С тех пор прошло довольного много времени, и можно сказать, что в этом человек преуспел.

А началось все

С внедрения в процесс стирки электричества в лице электродвигателя. До этого машинки приводились в движение мускульной силой человека или животных. Устройства с электроприводом можно считать прадедушками современной машинки. Выглядели они для своего времени экзотично и случались на этой почве недоразумения. Например, когда первые машинки были завезены в Россию, некоторые счастливые владельцы сего девайса использовали их в качестве маслобойки. А белье продолжали стирать вручную.

Как бы то ни было, процесс стирки все равно был очень трудозатрантным. Настоящим прорывом и эпохой зарождения автоматических машинок считаются 40-е года 20-го века. Именно тогда, стиральные машинки стали снабжать сложной системой управления. До этого, логика работы была очень проста: включить – выключить . С внедрением сложных алгоритмов управления, машинка стала требовать меньше внимания человека.

Дебют серийной модели позиционировавшейся как автоматическая машинка пришелся на 1947 год. Произошло это в США, где интуитивно нащупали перспективность таких разработок. Причем, как это принято в штатах, сразу же образовалась конкуренция на рынке – этим типом продукции занимались одновременно General Electric и Bendix Corporation. И уже через пару лет производством машинок занимались все кому не лень. А американцы народ работящий

Впервые об эстетике самостоятельно стирающей машины задумались дизайнеры американской компании Whirlpool. Они обезопасили открытые электронные и электрические элементы, закрыв их пластиком, снизили шумность и даже предложили несколько цветовых решений. Непривлекательное и громкое оборудование постепенно стало приобретать элегантный облик.

В Европе народ тоже не глупый, и новинку из-за океана оценили верно. Подумали, прикинули, и, усовершенствовав систему управления, явили миру первую стиральную машину автомат умеющую выполнять полный цикл стирки без участия человека. Произошло это в 70 – х годах, когда компания MIELE удивила мир стиральными машинами с микропроцессорами и умной электроникой.

А что в отечестве нашем?

В смысле бытового комфорта СССР всегда существенно отставал от просвещенного Запада. Стиральные машины исключением не стали. Многие ещё помнят суровые стиралки активаторного типа, считавшиеся стандартным прибором для очистки белья советского гражданина. А вот обладатели автомата Волга-10 или Вятка автоматически причислялись к очень обеспеченным лицам, обладающими нужными связями (что, как правило, соответствовало действительности). Волга-10 была первой отечественной машинкой автоматом. Выпустили её в Чебоксарах в 1975 г. и спустя несколько лет сняли с производства, ввиду отсутствия спроса. Что неудивительно – машинку проблематично было установить в квартире, а её надежность не выдерживала никакой критики.

Другое дело Вятка . Она стала более жизнеспособным продуктом и первой стиральной машинкой автомат устойчиво производившейся отечественной промышленностью в лице Кировский завода Веста . Технологии и патент на производство завод в 1974 году, приобрел у итальянской компании Мерлони Проджети. Уже в 1980 году был осуществлен выпуск пилотного образца автоматической стиральной машины с 12 запрограммированными операциями. Машина получила название Вятка-автомат 12 и в количестве 100 штук была выпущена в серийное производство. Она представляла собой копию машинки Аристон и стоила по тем временам баснословных для обывателя денег – почти 500 руб, но пользовалась достаточно большим спросом и осталась атрибутом ностальгии по сей день.

Что делать, если стиральная машина не крутит барабан

Проверяем вес белья

Самая безобидная причина – критичный вес, то есть вы переусердствовали с закладкой белья. В современной машине-автомат датчики веса просто блокируют барабан, потому он и не крутится. Поломкой это и не назовешь. Вытащите половину белья из стиральной машины, запустите цикл стирки опять.

Засорился сливной фильтр

Внимание! Перед началом ремонтных или профилактических работ, отключите машинку от электрической розетки.

Стиральная машина последнего поколения может отказаться продолжить стирку даже из-за такой мелочи. Дверца блокируется, процесс стирки останавливается. Обесточьте агрегат, почистите фильтр. Он расположен на передней панели в нижней ее части в специальном люке. Не забудьте подставить емкость, чтобы слить воду.

Ищем другие причины и устраняем неисправность.

Два типа неисправностей

Отключаем машинку от электросети и пробуем повернуть барабан рукой.

В выключенном положении вам удается провернуть барабан рукой в разные стороны.

  • Неисправность ремня (если машина с прямым приводом, пропустите этот пункт). Двигатель при этом работает. В случае если ремень наматывается на шкив или же попадает между шкивом и барабаном, он полностью блокирует вращение. Снимите заднюю стенку, осмотрите ремень привода. Слетел – установите на место. Перетерся или ослаб – замените новым. Если самостоятельно решитесь поменять, обратите внимание на маркировку старого ремня. Она содержит необходимую информацию о количестве клиньев на ремне, его длине.
  • Стерлись щетки электродвигателя. Они со временем «сгорают», становятся короче и перестают соприкасаться с коллектором. Результат: не создается электромагнитное поле, необходимое для вращения ротора. Поэтому в рабочем режиме вы не услышите шум двигателя. Придется менять щетки.
  • Проводка внутри стиральной машинки неисправна. Без грамотной диагностики здесь не обойтись!
  • Проблемы с таходатчиком, который отвечает за количество оборотов при отжиме. В этом случае процесс стирки останавливается на отжиме. Опять-таки проблему никак не решить самостоятельно!
  • Полетел электронный модуль (программатор). При включении двигатель молчит, потому что «мозг» машины-автомат не посылает сигнал начать стирку. Нужна или «перепрошивка» платы, или ее замена.

А если мотор крутит барабан, но слабо? Возможно, ремень от старости растянулся. Тогда считайте, вам еще повезло. А вот когда причина в неисправном модуле управления или в самом двигателе, то своими силами никак не обойтись.

Барабан заклинило, он не крутится совсем. При выключенной стиральной машине не удается его провернуть рукой

Внимание!Не пытайтесь крутить его принудительно с помощью запуска машинки!

  • Между барабаном и баком что-то застряло. Это может быть пуговица, монетка, любое содержимое карманов, мелкие вещи. Дело в том, что резиновая манжетка люка пропускает мелкие предметы внутрь машинки. Попробуйте вытянуть все лишнее через отверстие для нагревательного элемента.
  • Перегорел ТЭН. Он может взорваться и обломками заблокировать работу всего агрегата. Осторожно извлеките остатки нагревательного элемента, установите новый.

  • Заклинило подшипники. Если причина в этом, то перед поломкой работу машины должен сопровождать неприятный железный скрежет. Это рассыпается подшипник. Он может во время работы разлететься и повредить прибор внутри. Необходимо срочно заменить и подшипник, и сальник. Вам решать, кто займется ремонтом.
  • Полетел конденсатор. При поломке конденсатора (а он имеется в старых моделях и расположен около двигателя) сам мотор исправлен, но отказывается крутить барабан. Замените конденсатор.
  • Сгорел двигатель. Перепады напряжения, протечка – частые причины остановки мотора. Кстати, при межвитковом замыкании обмотки барабан легко крутится в выключенной машинке, а при ее включении в сеть квартира обесточивается. Если причина в обрыве обмотки статора и ротора, то барабан не крутится ни в каком положении. Возвратить жизнь двигателю под силу только специалисту.

Правила, которые могут предотвратить поломку

  1. Обязательно проверяйте карманы перед стиркой.
  2. Не закладывайте белья больше, чем указано в инструкции. Старайтесь распределять его равномерно по барабану.
  3. Пользуйтесь специальными мешочками во время стирки маленьких вещей.
  4. Не превышайте количество моющих и чистящих средств.
  5. Сразу же прекращайте стирку при появлении необычных звуков и скрежета, доносящихся из агрегата. Вызовите мастера.

После полосы черной наверняка наступит белая. А ваша помощница опять начнет равномерно и привычно крутить барабан.

Установленное на старых стиральных машинах реле времени обычно позволяет регулировать время стирки от 0 до 6 мин. Для наиболее качественной стирки цикл работы машины должен быть следующий: 50 с -вращение в одну сторону, 10 с -перерыв, 50 с -вращение в другую сторону, 10 с -перерыв и т.д. В этом случае стиральную машину можно улучшить. Ниже предлагается устройство реверса электродвигателя СМ. Это устройство подойдет и в случае выхода из строя циклического реле времени.

Устройство реверса электродвигателя стиральной машины

Для лучшего качества стирки белья, в стиральных машинах применяют реверсируемое вращение активатора (диска с выступающими ребрами) в баке с моющим раствором. Если стиральная машина не обладает такой технологией стирки, то ее можно дооснастить простым устройством автореверса двигателя, которое позволит осуществить подобный процесс. Устройство под силу изготовить умельцу мало-мальски знакомому с монтажом компонентов радиоэлектронной аппаратуры. В отличие от промышленных, данное устройство значительно проще и не содержит дефицитных деталей.

Схема устройства состоит из несимметричного мультивибратора, собранного на интегральном таймере DA1 КР1006ВИ, времязадающих цепей на резисторах R1, R2, конденсаторах С1, С2 и электромагнитном реле К1 (рис. 1).

Мультивибратор управляет работой триггера, выполненного на электромагнитном реле К2, конденсаторе С4, резисторах R4R6. Питается устройство от сети переменного тока через встроенный бок питания, состоящий из понижающего трансформатора Т1, мостового выпрямителя на диодах VD2VD5, сглаживающего конденсатора С5 и параметрического стабилизатора напряжения, собранного на стабилитроне VD1, резисторе R3 и конденсаторе С4.

Работает устройство следующим образом.

Мультивибратор вырабатывает короткие импульсы, период следования которых зависит от сопротивления резистора R1 и емкости конденсатора С1. Импульсы вызывают срабатывание реле К1, которое своими нормально разомкнутыми контактами К1.1 управляет работой релейного триггера на реле К2, а нормально замкнутые контакты К1.2 отключают питание электродвигателя стиральной машины во время смены направления вращения. Релейный триггер с приходом каждого короткого импульса контактами К2.2 и К2.3 переключает цепь питания фазосдвигающей обмотки электродвигателя, тем самым меняя направление вращения ротора обесточенного двигателя. После окончания короткого импульса цикл работы устройства повторяется. Время работы электродвигателя в каждом цикле можно регулировать потенциометром R1 и при указанных на схеме значениях R1 и С1 составляет 2030 с. Длительность короткого импульса зависит от значений R2, С1 и в данном случае составляет примерно 6-7 секунд, что вполне достаточно для полной остановки электродвигателя.

В устройстве могут быть использованы такие детали: резисторы типа МЛТ или ВС мощностью 0,125 или 0,25 Вт, конденсаторы С1, С3, С4, С5 -типа К50-6 или любые другие типы имеющихся электролитических конденсаторов, реле К1 -типа РЭН-34 с двумя переключающими контактами, а реле К2 типа ТКЕ53ПДТ с тремя переключающими контактами, можно взять и другие типы реле, но они должны быть рассчитаны на напряжение срабатывания 2427 В, а их контакты должны позволять переключение напряжения 220 В при токе 12 А. Трансформатор Т1 имеет мощность 1015 Вт, а его вторичная обмотка должна давать 2022 В. В качестве сетевого трансформатора подойдет, например, унифицированный трансформатор ТН1-220-50. Диоды VD2VD5 могут быть типа Д7 или Д226, можно использовать и диодную сборку типа КЦ405 с любым буквенным индексом.

Детали устройства смонтированы на печатной плате, вырезанной из фольгированного стеклотекстолита толщиной 1 мм. Плату вместе с деталями следует поместить в пластмассовый герметичный корпус.
В налаживании устройство не нуждается и при исправных деталях начинает работать при подключении его к сети 220 В.

Источники: http://xn----7sbbfsobiqn0ckfi.xn--p1ai/poleznaya-informaciya/istoriya-mashinok-avtomatov/, http://tehznatok.com/remont/stiralnaya-mashina/ne-krutit-baraban.html, http://www.mastervintik.ru/modernizaciya-staroj-stiralnoj-mashiny-aktivatornogo-tipa/

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения