Ремонт насоса дозатора мтз своими руками

Насос-дозатор МТЗ

Использование гидрообъемного рулевого управления с насосом-дозатором позволит существенно упростить работу водителя трактора. Благодаря этой системе поворачивать направляющие колеса не будет составлять значительного труда. Теперь водителю не придется прилагать больших физических усилий, чтобы повернуть руль, особенно при загруженном тракторе.

Насос-дозатор МТЗ: эффективное и простое управление трактором

Рулевое управление трактора предназначается для обеспечения прямолинейного движения техники, а также для выполнения маневров в виде поворотов в ту или иную сторону. Современные тракторы МТЗ комплектуются специальным гидрообъемным рулевым механизмом, благодаря которому существенно упрощается управление такой сложной техникой.

Конструкционные особенности ГРУ

Гидрообъемное рулевое управление (ГРУ) призвано уменьшить усилие, требуемое от водителя трактора, чтобы поворачивать руль в разные стороны на определенный угол. Этот тип рулевого управления работает по принципу гидроусилителя, роль которого исполняет насос-дозатор МТЗ. Именно благодаря этому узлу, работающему в комплексе с гидроцилиндрами, обеспечивается простое управление такого рода техникой. В своем составе узел гидрообъемного рулевого управления имеет следующие элементы:

рулевая колонка с кронштейном;
автономный маслобак;
нагнетательный маслопровод;
насос-дозатор (НД);
магистрали высокого давления с тройником;
переходники;
гидроаккумулятор;
питающий насос;
поворотный механизм;
поворотные гидроцилиндры (левый/правый).

Принцип работы гидрообъемного управления

На кронштейне рулевой колонки располагается насос-дозатор, который соединен с гидроаккумулятором при помощи маслопровода. Поворотные механизмы крепятся на переднем брусе, а питающий насос с приводом от двигателя — на самом силовом агрегате. Они также соединены при помощи соответствующих маслопроводов.

При работающем двигателе масло благодаря насосу питания передается к насосу-дозатору, а от него — к гидроаккумулятору и в маслобак. В процессе прямолинейного движения трактора обе полости поворотных гидравлических цилиндров перекрыты золотниковыми поясками, благодаря чему масло, закачиваемое питающим насосом и направляемое к НД, им не распределяется, а перенаправляется в маслобак. Поворачивая руль в одну из сторон, смещение золотника приводит к тому, что масло попадает в насос-дозатор, который в количестве пропорциональном углу поворота руля передает его в соответствующий поворотный цилиндр. Это способствует задействованию левого или правого поворотного механизма и повороту направляющих колес в нужную сторону.

Конструкция насоса-дозатора

Конструкция насоса-дозатора достаточно проста, что обеспечивает ему высокую отказоустойчивость и длительный эксплуатационный период. В состав его конструкции входят:

корпус с блоком клапанов (обратные, противоударные, противовакуумные, предохранительные);
качающийся узел;
распределитель.

Качающийся аксиально-поршневой узел имеет в своей конструкции прикрепленный к корпусу статор, а также вращающийся ротор, который связан с золотником. Сам же золотник контактирует с рулевым валом, благодаря вращению которого он может смещаться в осевом положении, позволяя маслу попадать в насос-дозатор. Нейтральное положение золотника обеспечивают две фиксирующие пружины.

Благодаря работе обратного клапана выполняется перекрывание сливной гидроаккумуляторной магистрали при неработающем силовом агрегате. Система предохранительных клапанов обеспечивает ограничение максимального давления в нагнетательных маслопроводах. Оно не должно выйти за пределы 14 МПа.

Наличие противоударных клапанов ограничит давление в масляных магистралях цилиндров ГРУ при ударной нагрузке. Эти клапаны призваны контролировать давление на уровне 20 МПа. Противовакуумные клапаны гарантируют возможность подачи масла в гидроцилиндры системы в случае аварийной ситуации, а также при срабатывании одного из противоударных клапанов.

Характерные признаки неисправностей ГРУ МТЗ

Возникновение неполадок в работе системы гидроруля МТЗ можно непосредственно наблюдать в процессе управления техникой. К основным признакам относятся следующие факторы.

  1. Трудное управление (для поворота руля требуется больше физических усилий)
    Этот тип неполадок возникает в случае утечки масла из системы или его недостаточного уровня. Также такая картина будет наблюдаться при нагнетании насосом воздуха и плохом приводе питательного насоса от мотора трактора.
  2. Неустойчивость направляющих колес
    Эта неисправность в основном связана с чрезмерным осевым перемещением поворотного вала либо появлении люфтов в тягах рулевого управления.
  3. Отсутствующий упор при повороте руля
    Такая картина может наблюдаться как при недостаточном уровне масла, что не позволяет эффективно выполнять свои функции насосу-дозатору, так и при чрезмерном износе уплотнителей поворотных гидроцилиндров.
  4. Самопроизвольное вращение руля
    Эта поломка связана с невозвращением золотника насоса-дозатора в нейтральное положение и, как следствие, постоянной работе одного из поворотных цилиндров.
  5. Несоответствие правого/левого поворота руля соответствующему повороту колес
    Это может наблюдаться после замены или ремонта насоса-дозатора, в процессе чего неправильно были подсоединены выводы насоса к входам поворотных цилиндров при неработающем втором.

При появлении какой-либо из перечисленных неисправностей или иной нехарактерной работы гидрообъемного управления следует немедленно выполнить его техническое обслуживание и заменить неисправные узлы и детали.

Nissan Patrol 2.9 TDI › Бортжурнал › ГОРУ или гидрообъемное рулевое управление.

Камни, грязь — сказка! Проблемы… Эммм… только на начальном этапе подборки объемов цилиндра/насоса/дозатора, но скажу так! Насос ЗИЛ — самое верное решение по насосу… Далее все подбирается исходя из доступного… К примеру у меня цилиндр от комбайна Нива — тот который красненький еще древний ц0ветцкий. Сделано из двух один… Дозатор на 250 мл кажется прокачки (жопа дозатора примерно 70мм) в итоге имеем 3,5 оборота от края до края, я могу по пересеченке держать скорость 50 — 60 км смело! (дальше как то не позволяет авто 16 перед и 14 зад хода подвески)
А вот при том же составе и насосе от ауди С4 — на месте колеса поворачиваются хорошо, а вот быстро повернуть уже не судьба, к примеру пройти зигзаг на дороге… Ибо не хватает производительности насоса и руль наливается тяжестью и не дает поворачивать…
Если не совпадает объем цилиндра и дозатора (цилиндр большой) то тогда у нас увеличивается количество оборотов от края до края — у меня было 8!
Итак, как рассчитать систему управления?

Все расчеты приведены сугубо из имперических наблюдений и прочтения мануалов по насос — дозаторам.

1. Гидравлический цилиндр — подбирается из расчета доступных на рынках, сараях и т. д. Первые попытки постройки ГОРУ приводили к тому, что приходилось менять цилиндры по 2 — 3 раза… В итоге пришли к выводу, что внешний диаметр цилиндра не должен превышать 6 см… А шток идеален — 20 — 25мм.
2. Дозатор — насос — дозатор, гидроруль… Это то устройство, которое и подает масло в зависимости от проворота руля. Лучшими дозаторами считаются как всегда — немецкие… От различной сельхоз техники. Насос — дозатор от МТЗ — 80 не советую, ибо объем его маловат, а маленький цилиндр не найти (ну если есть вариант покупки нового от МТЗ — 80, то можно, но они у нас дорогие и я не рассматривал их никогда.), и маленький цилиндр не будет давать должного усилия (физику работы гидравлики вспоминаем — качаем из малого в большее — выигрываем в силе, проигрываем в скорости… как то так :))

Итак: основной и пожалуй самый дорогой элемент в нашей системе — это насос — дозатор. Его главная характеристика — это объем жидкости, который он прокачает за один оборот руля. Чаще все данные величины возможно найти на шильдиках самих дозаторов, или же в описании. Что данная величина нам дает? А она дает нам непосредственный расчет количества оборотов руля по отношению к объемы рулевого цилиндра…

Расскажу на примере:

У меня уже стоял цилиндр от комбайна, но он был великоват, т.к. дозатор от МТЗ — 80 имеет небольшой объем

Дозатор от МТЗ — 80, обратите внимание на проставку прикрученную болтами сзади — это по сути и есть сам насос

я имел на руле 8 оборотов от края до края поворота колес… Скажу я вам — это очень не удобно… Ездить более 40 км по пересеченке не возможно…

Для сравнения — это дозатор с более большим объемом по сравнению с МТЗ — 80, понимаете в чем их кардинальная разница и что отвечает за объем прокачки

Рассчитав величину хода моего цилиндра, зная внешний диаметр внутренней колбы + толщину штока, я смог высчитать объем жидкости необходимый мне для поворота (изменения положения цилиндра) колес скажем в одну из сторон (я считал от края до края). И помните! Что Цилиндр может участвовать в повороте колес не на все 100% своего хода — это очень важно! Получив данную величину в мл, я побежал на базар… На поиски дозатора… Нашел подходящий — объем 250. что было примерно на 3.7 — 4 раза меньше, чем мне нужно, а данный объем прокачивается за один оборот дозатора, следовательно мы получаем ход цилиндра от края до края за 4 оборота — то что нужно… Некоторый дозаторы имеют регулировки по давлению… Т. е. если у вас туговатый руль, а давления на насосе добавить невозможно, то это можно сделать на дозаторе — т.е. понизить давление (см. манулы по дозаторам в сети полно)

И последний нюанс — это то что на вращающий носик дозатора не должны прилагаться осевые и радиальные нагрузки, поэтому нужно делать переходник, который центрует вращающий вал на подшипниках и прикручивается все это к дозатору

Назову эту приспособу так: держатель рулевого вала. Он центрует рулевой вал, входящий в дозатор на двух/одном подшипнике, чтобы исключить радиальные/осевые нагрузки на носик дозатора

3. Насос. Перебрал кучу всего и остановился на ЗИЛ… Производительность достойная, сам по себе не убиваемый, хорошая настройка по давлению.

схема подключения, сложного нет ничего! 4 шланга и вперед!

В итоге что я получил:
Дозатор — 300$ или нашел у дяди в колхозе за пузырь
Шланги — 60$
Цилиндр с переделками и креплениями, заказанными у фрезеровщиков (можно найти и готовый к примеру от трактора ЛТЗ) — 70$
Держатель рулевого вала — от сделал сам до 20$

Итого: 450 доллеров и у вас пиндосовское рулевое от TrialGear

Удачи! Будут вопросы, заходите…

Схема подключения насоса дозатора

Рабочие характеристики, которые помогут в выборе гидроцилиндра

Расчет требуемого усилия гидроцилиндра по формуле

Как правильно подобрать насос для гидроцилиндра и получить нужную скорость движения поршня

Принцип работы и устройство телескопических гидроцилиндров

Основные компоненты двусторонних поршневых гидроцилиндров, устройство.

Все диаметры поршневых гидроцилиндров, классификация, типоразмеры

Устройство и принципиальная схема гидросистем тракторов, диагностика и неисправности

Штоки гидроцилиндров, материал, диаметры

Условные обозначения гидроцилиндров основных производителей, примеры обозначений

Гидрораспределители группы модульного(стыкового) монтажа. Обозначение, технические характеристики

Основные неисправности распределителей типа Р80 и методы их устранения

Подключение двухзолотникового гидрораспределителя Р80-3/1-22

Условное обозначение гидрораспределителей на схемах

Настройка распределителей на давление срабатывания клапана

Обучающее видео: работа гидрораспределителя типа Р80

Различие гидрораспределителей по способу управления золотником

Технические характеристики и подключение гидрораспределителей типа px-346

Условная схема соединения двух распределителей типа Р80

Таблица применяемости основных насосов НШ и гидрораспределителей

Обозначение моноблочных гидрораспределителей типа Р80, Р160

Подключение гидрораспределителя экскаватора ЭО-2621, схема

Принципиальная схема подключения распределителей типа Р80

Краткая инструкция по пользованию онлайн калькулятором для расчета гидросистем

Технические характеристики нерегулируемых радиально поршневых насосов типа 50НР

Зависимости потребляемой мощности насосами НШ от частоты вращения, графики

Предельные значения частот вращения для различных исполнений насосов НШ

Рабочие характеристики масляных насосов серии НПЛ

Адаптирование приводов шестеренных насосов от основных видов спецтехники

Присоединительные и габаритные размеры всех основных насосов НШ

Как правильно визуально определить направления вращения гидронасосов НШ

Обозначение шестеренных насосов НШ

Размеры сальников приводного вала шестеренных насосов НШ

Технические характеристики шестеренных насосов НШ

Можно ли использовать шестеренные насосы в качестве гидромоторов

Таблица рабочих характеристик аксиально-поршевых гидромоторов и насосов

Рабочие характеристики шестеренных гидромоторов типа ГМШ

Таблица рабочих характеристик героторных гидромоторов МГП

Обучающее видео по разборке и промывке насоса дозатора

Рабочие характеристики насосов-дозаторов различных производителей

Таблица применяемости гидрорулей для спецтехники

Поключение типовых насосов дозаторов, схема

Примеры расчета для самостоятельной сборки гидравлического пресса

Подбор и расчет гидравлических комплектующих для самостоятельной сборки гидроколуна

Применяемость распределителей, клапанов, гидрозамков для основных видов техники

Рабочие и технические характеристики клапанов давления типа БГ, ДГ, ВГ

Устройство, подключение и настройка предохранительного клапана гидросистемы

Универсальные гидрозамки для гидроцилиндров, схема, подключение и принцип работы

Взаимозаменяемость напорных масляных фильтров основных производителей

Источники: http://www.autoopt.ru/articles/products/6704468/, http://www.drive2.ru/l/5637792/, http://gik43.ru/articles/podklyuchenie_dozatora.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения