Ремонт генератора своими руками

Ремонт генератора своими руками -подробная инструкция

Автомобильный генератор -это прибор, который принимает механическую энергию двигателя и преобразовывает ее в электрический ток, обеспечивая, таким образом, электроэнергией остальные агрегаты авто. Генератор обеспечивает зарядку аккумулятора, и электропитание двигателя автомобиля. Поэтому связь двигатель-генератор не должна прерваться, ведь неработающий генератор -это аккумулятор, не получающий заряда и соответственно неработающий главный орган автомобиля.
Замена генератора повлечет за собой значительные финансовые расходы. Поэтому, если у вас под рукой имеются все необходимые инструменты и знания устройств моторного отсека автомобиля, то можно устранить поломку самостоятельно (о том, что делать, если машина не заводится -стартер крутит. читайте в нашей другой статье).

Итак, генератор сломан. Какие же неисправности могут быть причиной сбоя в работе этого устройства? Рассмотрим их:

  1. Генератор производит ток с очень низким напряжением.
  2. Генератор совсем не вырабатывает электрический ток.
  3. Поломка устройства отображается на приборной панели в виде мигающей лампочки.
  4. Генератор производит зарядку сверх оптимальной нормы.
  5. Работа генератора сопровождается посторонним шумом.

Перед тем как начать делать ремонт генератора своими руками, необходимо проверить его техническое состояние и разобрать агрегат на части. Перед тем как разбирать генератор, проверьте состояние ремня и его натяжку и убедитесь, не ожидает ли вас замена ремня генератора в ближайшее время (почитайте еще, как делается замена ремня ГРМ на ВАЗ 2109 ). Проверка состоит в надавливании пальцем на средину этой детали генератора. Если ремень в хорошем состоянии, то он не должен при надавливании опускаться более чем на пол сантиметра. Стоит отметить, что новый ремень не должен прогибаться на более чем 2 мм. Если же ремень не изношен, но натяжка слабая, то недостаток можно исправить путем подтягивания генераторного ремня. Также прокрутите натяжной ролик генератора, если он прокручивается с трудом и скрипит, то его нужно будет смазать маслом, или поставить вместо него новый ролик.

Техническое состояние генератора можно проверить с помощью следующих измерительных приборов:

Частота вращения ротора измеряется с помощью тахометра (как правило, он находится рядом со спидометром на панели приборов). При нормальной работе генератора показатели данного прибора не должны быть меньше чем 2000 об/мин. нормой же являются 5000 об/мин.

Ремонт генератора своими руками -причины ремонта

Рассмотрим причины, которые могут вызвать поломку генератора. Итак, если генератор не вырабатывает заряд, то причинами этому могут быть следующие явления:

  1. Перегорел предохранитель или контакты.
  2. Сломались или износились щетки генератора.
  3. Вышло из строя реле регулятора.
  4. Вследствие замыкания обмотки случился обрыв в статорной или роторной цепи.

Для того чтобы исправить первые три неисправности из списка, нужно просто заменить изношенные детали генератора, предварительно, естественно, разобрав его.

Как снять генератор и разобрать его.

  1. Первым делом снимите щеткодержатель вместе с регулятором напряжения, аккуратно открутив все крепления.
  2. Извлеките натяжные болты и затем крышку со статором.
  3. Снимите крышку со статора, отсоединив перед этим фазные обмотки от выводных проводов на блоке выпрямления.
  4. Далее снимите шкив с вала и переднюю крышку генератора, применяя специальный съемник.

Сборка генератора проводится в обратной последовательности.

В случае замыкания обмотки от вас потребуются более серьезные действия, чем простая замена детали. Итак, обрыв обмотки можно либо починить, либо заменить новыми проводами. Часто обмотка обрывается рядом с контактными кольцами. Кроме того, поломка может случиться из-за распайки какого-нибудь из концов обмотки. Подобную неисправность можно починить, отмотав виток в области разрыва назад с обмотки ротора. Далее отломанный конец обмотки надо снять (выпаять) с контактного кольца и припаять туда отмотанный ранее провод. Распайку очень легко починить путем обратного припаивания проводки.

О слабом или слишком сильном заряде генератора свидетельствует испорченное реле, которое необходимо заменить при ремонте генератора.

Если проверка напряжения генератора показал, что прибор исправен, но при этом на панели приборов мигает индикатор, то, скорее всего, вышел из строя один из диодов, которые отвечают за питание лампочки в индикаторе. Данные диоды находятся в самом генераторе, и замена проводится после разборки устройства.

О несвойственных генератору шумах может свидетельствовать износ подшипника ротора. Если при осмотре обнаружится, что подшипник генератора изношен, то его нужно будет заменить. Если же непонятные звуки генератора связаны с отсутствием люфта в подшипнике, то его можно будет просто залить маслом, предварительно промыв в бензине. Посторонние звуки после этого исчезнут.

Таким образом, ремонт генератора сделать своими силами можно даже у себя в гараже (как и капремонт двигателя. собственно). Выполняя проверку и замену деталей устройства, соблюдайте технику безопасности и будьте аккуратны, ведь система электрооборудования не должна при этом повредиться.

Ремонт генератора: видео

Самостоятельный ремонт генератора включает в себя ряд мероприятий по поиску и устранения проблем. Одна из причин может быть неисправная обмотка возбуждения ротора или статора генератора.

Проверка обмоток возбуждения ротора

Сначала снимаем и разбираем генератор. Чтобы самостоятельно проверить обмотку ротора потребуется омметр (или мультиметр у которого положение поворотного переключателя будет в режиме измерения сопротивления, диапазон до 200 Ом).

Часть 1: Проверка сопротивления обмотки ротора.
Прикасаемся измерительным прибором к кольцам ротора:
  • - если сопротивление обмотки будет в пределах 1,8. 5Ом, значит ротор исправен.
  • - если сопротивление будет бесконечно большим, значит цепь обмотки возбуждения разорвана.
  • - если сопротивление ниже 1,8Ом, значит есть короткозамкнутые витки.

Чаще всего разрыв происходит в месте пайки выводов обмотки к кольцам. Проверку можно осуществить иглой, шевеля выводы обмотки в месте их подпайки. Потемнение и осыпание изоляции можно обнаружить визуально, это свидетельствует о сгорании обмотки, что приводит к обрыву или к межвитковому замыканию в обмотке с уменьшением ее общего сопротивления.

Часть 2: Проверка обмотки на отсутствия замыкания на массу .
Один вывод омметра подносится к любому кольцу ротора, а другой к его клюву. Если обмотка исправна, значит омметр покажет бесконечно большое сопротивление. В противном случае неисправный ротор следует заменить.

Проверка обмотки статора

После разборки генератора, статор проверяется отдельно. Выводы его обмотки должны быть отсоединены от вентилей выпрямителя.
Часть 1: проверка обмотки статора на обрывы.
Поочередно подсоединяем щупы омметра к выводам обмотки статора генератора. При отсутствии обрыва обмотки статора генератора омметр будет показывать малое сопротивление.


Часть 2: проверка обмотки статора на отсутствие замыкания на «массу».
Подсоединяем щупы омметра к любому выводу обмотки и к статору. Если короткого замыкания нет, то омметр должен показать бесконечно большое сопротивление.

Визуально проверяем, что отсутствует растрескивание изоляции и подгорание обмотки (происходит при коротком замыкании в вентилях выпрямительного блока). Статор с поврежденной обмоткой следует заменить.

Проблема с обмоткой это не единственная причина неисправности генератора. Другие советы Вы найдете в рубрике ремонт генератора своими руками .

Приходилось ли Вам выполнять проверку обмотки ротора и статора генератора самостоятельно?


Одной из причин неисправности генератора может быть сгоревший диодный мост (выпрямительный блок генератора). В этом случае аккумулятор будет недополучать заряд, либо наоборот получит перезаряд. Рассмотрим несколько способов, как проверить диодный мост своими руками.

Выпрямительные диоды генератора играют роль одностороннего клапана, пропускающего ток только в одном направлении, тем самым блокируя протекание электрического тока из бортовой сети автомобиля к обмоткам статора.

Таким образом, исправный полупроводниковый диод проводит ток только в одном направлении. Если он не проводит тока или проводит ток в обоих направлениях, значит диод неисправен.

Диоды перегорают из-за попадания влаги, либо от неправильного прикуривания автомобиля зимой (когда перепутаешь плюс с минусом). Перед началом работ следует снять диодный мост генератора.

Проверка выпрямительного блока генератора со снятием и разборкой

Диодный мост генератора следует снять и включить мультиметр в режим проверки диодов.

Проверка вспомогательных диодов генератора :
  1. Подсоединяем щуп положительного вывода мультиметра к общей шине вспомогательных диодов (1), а щуп отрицательного вывода — к выводу проверяемого диода (2). Если диод исправный, значит показания прибора будут стремится к бесконечности;
  2. Меняем щупы тестера местами. Если диод исправен, значит показания прибора будут несколько сотен Ом.

Проверка других двух дополнительных диодов выпрямительного блока производиться аналогично;

Проверка силовых диодов диодного моста генератора :
  1. Подсоединить щуп отрицательного вывода прибора к пластине диодного моста, в которую запрессован диод, а щуп положительного вывода — к выводу диода. Исправный диод не должен пропускать ток, то есть показания на приборе должны стремится к бесконечности;
  2. Меняем щупы тестера местами. Если диод исправен, то омметр должен показать сопротивление в несколько сотен Ом.


Аналогично проверяем другие силовые диоды выпрямительного блока генератора.

Проверка диодного моста генератора без снятия

Потребуется:
  1. Снять защитный кожух генератора.
  2. Отсоединить вывод Б регулятора от клеммы 30 генератора
  3. Отсоединить провод от вывода В регулятора напряжения.
  4. Лампа 1..5, 12В.
Три диода с красной меткой создают на корпусе плюс выпрямленного напряжения. Они положительные и запрессованы в одну пластину диодного моста, соединенную с выводом 30 генератора.

Другие три диода с черной меткой создают на корпусе минус выпрямленного напряжения. Они отрицательные и запрессованы в другую пластину выпрямительного блока, соединенную с массой .

Проверка диодного моста производится по порядку описанному ниже.

Проверка положительных и отрицательных диодов на замыкания.
  • Подсоединить плюс от аккумулятора через лампу к зажиму 30 генератора, а минус к корпусу генератора. Если лампа горит, то отрицательные и положительные диоды имеют короткое замыкание.


Проверка отрицательных диодов на короткое замыкание :
  • Соединяем плюс аккумулятора через лампу с одним из болтов крепления диодного моста, а минус с корпусом генератора. Если лампа горит - значит есть короткое замыкание в одном или нескольких отрицательных диодах (замыкание витков обмотки статора на корпус генератора, либо короткое замыкание вентилей).


Проверка положительных диодов на короткое замыкание :
  • Подключить плюс аккумулятора через лампу с зажимом 30 генератора, а минус - с одним из болтов крепления выпрямительного блока. Есть есть замыкание одного или нескольких положительных диодов, значит лампа будет гореть.


Проверка дополнительных диодов на короткое замыкание :
  • Соединить плюс аккумулятора через лампу к выводу 61 генератора, а минус к одному из болтов крепления диодного моста. Если лампа загорится, то в каком-то из дополнительных диодов имеется короткое замыкание. Найти поврежденный диод можно, только сняв выпрямительный блок и проверяя каждый диод в отдельности.

Если проблема найдена, значит следует заменить диодный мост генератора. Если он исправен, значит причины недуга могут быть в других элементах генератора .

Источники: http://autoremka.ru/dvigatel/remont-generatora-svoimi-rukami-podrobnaya-instrukciya.html, http://xn--2111-43da1a8c.xn--p1ai/repear/851-proverka-obmotki-generator-2110.html, http://xn--2111-43da1a8c.xn--p1ai/repear/852-proverka-diodov-generator-2110.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения