Ремонт гбц дизельных двигателей своими руками

Головка блока цилиндров двигателя: всё про неё здесь

Какую задачу выполняет головка блока цилиндров

Без лишнего пафоса и преувеличения можно сказать, что основную. Об этом можно судить по тем механизмам и деталям двигателя, которые размещает в себе головка блока цилиндров.

  • Камера сгорания.
  • Место для ГРМ (газораспределительный механизм).
  • Рубашка охлаждения.
  • Места для форсунок либо свечей зажигания.
  • Смазочные каналы.
  • Впускные и выпускные клапаны.

Выполняется головка блока цилиндров двигателя из алюминиевого сплава, и крепится к блоку цилиндров специальными болтами. К раскрутке и затяжке болтов ГБЦ существуют определенные требования, так как от правильности соблюдения технологии зависит герметичность соединения ГБЦ и блока.

С учетом того, что ремонт ГБЦ зачастую выполняется в гаражных условиях своими руками, нужно знать, что слабая затяжка болтов крепления ГБЦ приводит к пробою прокладки, что чревато не только потерей масла и охлаждающей жидкости, но и приводит к снижению компрессии в цилиндрах двигателя.

А слишком большое усилие при затяжке ГБЦ может вызвать деформацию корпуса головки, и тогда придётся восстанавливать плоскость ГБЦ.

Основные требования к затяжке болтов ГБЦ, это соблюдение схемы затяжки. технологии и момента затяжки болтов. Как правило, для каждого типа двигателей существуют свои параметры затяжки, которых нужно строго придерживаться.

Размещение цепного привода распредвала и натяжителя цепи, предусмотрено в специальной полости в передней части головки блока цилиндров.

Для свечей зажигания выполняются резьбовые соединения в необходимом количестве. Справа ГБЦ выполняются резьбовые отверстия для шпилек крепления коллекторов: выпускного и впускного.

Для таких деталей, как корпуса подшипников распредвала, втулок опор рычагов, опорных шайб клапанных пружин и направляющих втулок клапанов сверху головка блока цилиндров имеет отверстия и площадки.

В месте соединения блока цилиндров и головки блока цилиндров двигателя устанавливается металлоасбестовая прокладка .

Для однорядных двигателей предусматривается одна, общая головка блока цилиндров, для многорядных ГБЦ по количеству рядов.

Сверху ГБЦ закрывает крышка головки блока цилиндров укомплектованная резиновой прокладкой.

Ремонтопригодность головки блока цилиндров

Определённую часть работ по замене или ремонту деталей ГБЦ. можно производить без съёма головки. Снимается крышка ГБЦ и производится регулировка клапанов замена колпачков и т.д.

Головку блока цилиндров демонтируют в том случае, когда работы не требуют снятия с автомобиля всего двигателя: замена направляющих втулок клапанов, удаление нагара, замена шпилек подшипников, притирка клапанов и т.д. В случае если требуется расточка блока или гильзование. то двигатель демонтируется полностью.

Все ремонтные работы головки блока цилиндров двигателя обязаны выполнятся в строгом соответствии с инструкциями производителя. Самодеятельность может обойтись выходом из строя всего двигателя.

Направляющие втулки клапанов и сёдла должны вставляться в нагретую ГБЦ в охлаждённом виде. Это позволяет, после выравнивания температур, обеспечить качественное натяжение в соединении.

В головке блока цилиндров двигателя предусматривается возможность заменить биметаллические втулки вала привода масляного насоса. Замена производится способом выпрессовки старых втулок и установки новых.

Удачи вам в практическом постижении устройства головки блока цилиндров.

Ремонт головки блока цилиндров своими руками

Что нужно для ремонта головки блока цилиндров?

Вот именно неисправности и ремонт головки блока цилиндров. нас интересует. Возможен ли ремонт головки блока цилиндров своими руками в гаражно-домашних условиях? И народные умельцы отвечают однозначно, — да, ремонт головки цилиндров своими руками возможен.

Начнем с уточнения того, что ремонт головки цилиндров – операция сложная и потребует от вас: мало-мальского понимания устройства блока, наличие специального слесарного инструмента и умения им владеть.

Элементарные инструменты необходимые для ремонта ГБЦ

  • Оправка для запрессовки маслоотражательных колпачков.
  • Микрометр для измерения клапанов и направляющих втулок.
  • Развертка для разворачивания новых втулок.
  • Оправка для выпрессовки втулок.
  • Оправка для запрессовки втулок.
  • Приспособления для рассухаривания клапанных пружин.
  • Набор зенкеров для реставрации сёдел клапанов.
  • Электрическая плитка для нагрева ГБЦ при дефектовке и перед запрессовкой втулок.

Не забываем о нужных запчастях и метках

Как правило, практически любой ремонт головки цилиндров требует её демонтажа. Исключения составляет, например, замена маслосъёмных колпачков. Поэтому, прежде, чем начинать демонтаж ГБЦ подумайте о приобретении необходимого комплекта запчастей.

Сегодняшний рынок предоставляет наборы Head Set (а, по простому – верхние наборы), которые включают в себя прокладку ГБЦ и все сальники и прокладки, находящиеся выше основной прокладки.

Ну-с, инструмент и минимальный комплект готовы, начинаем поиски неисправностей ГБЦ.

Ищем неисправности головки блока цилиндров

Перед демонтажом обязательно проводим проверку взаимного положения коленвала и распредвала по меткам. Вплоть до того, что наносим самостоятельно дополнительные метки.

Для конкретных моделей авто технология демонтажа ГБЦ описана в мануалах. Но особенности некоторых операций напомнить стоит.

  • болты крепления головки ослабляем с середины на 0,5-1 оборот, поочередно. Болты со внутренними шлицами предварительно очистить от нагара, иначе неплотно вошедший ключ грозит срывом и проблемами при демонтаже;
  • при демонтаже ГБЦ, если отсутствует схема подсоединения всевозможных вакуумных трубок, то необходимо зарисовать эту схему самому, предварительно нанеся соответствующие метки.
  • при снятии пружин клапанов используйте съёмники для рассухаривания, но никак не принцип «сильного молотка».

Контроль состояния ГБЦ

По сути, в ГБЦ не так уж и много основных параметров, которые нуждаются в проверке, прежде, чем вы начнете ремонт головки блока цилиндров. Поэтому давайте начнем искать типичные неисправности головки блока цилиндров.

Нижняя плоскость ГБЦ. Проверяется при помощи лекальной линейки и набора щупов. Линейка кладётся по диагоналям головки на плоскости и при помощи щупа определяется толщина зазора. Если зазор более, чем максимально допустимый зазор в 0,05-0,06 мм, то требуется шлифовка головки блока цилиндров.

Износ опорных шеек кулачкового вала и подшипников. Все диаметры измеряются микрометром и сравниваются с показателями максимально допустимых, для той или иной модели двигателя. По результатам измерений принимается решение о виде ремонта или замены деталей. Не забываем визуально оценивать наружное состояние поверхностей. Они не должны иметь явных признаков механических повреждений: царапины, сколы, задиры, канавки и т.д.

Контроль износа стержней клапанов и втулок. Производится микрометром в нескольких контрольных точках стержня по окружности. Клапан меняется, если разница диаметров превышает максимально допустимые параметры определенные производителем.

Если у вас отсутствует такой прибор, как нутромер, для определения изношенности направляющих втулок, то ее можно определить по люфту клапана (нового) во втулке. Как правило, втулки меняются на новые.

Износ таких деталей. как: сёдла, рычаги, коромысла, кулачки определяется визуально. Если фаска на клапане «провалена», но стержень в порядке, то её обрабатывают, и клапан может быть вновь использован.

Другие дефекты ГБЦ также можно определять визуально. Наличие на поверхности головки блока заусениц, засечек устраняется шлифовкой головки блока цилиндров для устранения негерметичного соединения ГБЦ с самим блоком.

Таким образом, ремонт головки блока цилиндров, мы с вами проводим одновременно с дефектовкой, как говорится, — по мере поступления неприятностей.

Удачи вам при проведении ремонта головки блока цилиндров своими руками.

Голово-ломка

Возможно, что с проблемой ремонта головки блока цилиндров или ГБЦ вы никогда не столкнетесь. Но если неприятность все же случилась, не стоит проводить ремонт ГБЦ кустарными методами. Современное оборудование и технологии могут спасти головки, которые гаражные мастера спишут в утиль.

Самые распространенные причины, по которым приходится ремонтировать голову , - ее коробление в результате перегрева, прогар клапанов, встреча клапанов и поршней, срыв резьбы свечи. Иногда виновником является заводской брак (например, внутренние раковины).

После снятия головки проводится микрометрирование с целью выявления дефектов и определения объема необходимых работ. При этом проверяется нижняя плоскость ГБЦ, износ опор распредвала, седел, стержней клапанов и направляющих втулок.

Наличие трещин, в том числе и внутренних, позволяет выявить опрессовка давлением. Визуальное обследование не дает гарантии выявления трещин. Во-первых, они могут быть столь малы, что не будут видны невооруженным взглядом. Во-вторых, они могут скрываться во внутренних полостях. И, в-третьих, трещина может быть не видна при обычной температуре, а раскрываться только при нагреве. Опрессовка же на специальной установке помогает найти дефект во всех описанных случаях.

Перед проведением проверки привалочная плоскость ГБЦ герметизируется, а в полости устанавливаются заглушки. Одна из заглушек имеет штуцер, через который в проверяемую полость под давлением подается воздух. ГБЦ погружается в емкость с подогретой до рабочей температуры (70-80 градусов) водой. Таким образом, имеющиеся трещины раскрываются . Наличие дефектов определяется визуально по пузырькам воздуха. Установка позволяет поворачивать головку вокруг своей оси для удобства исследования.

Специализированные станки позволяют выполнить любую операцию по ремонту ГБЦ быстро и качественно. На координатно–расточном станке восстанавливают постель распредвала.

Для снятия и установки клапанов существует отдельный станок с наборами съемников, захватами для сухарей и т.п. При этом ГБЦ опирается на упругую плоскость, которая исключает повреждение стержня клапана.

Ремонт ГБЦ у кустарей

Клапан снимают ручным приспособлением, которое требует большого усилия. При этом сухари разлетаются по всему помещению, а если пережать, то можно и клапан согнуть.

Для замены направляющих втулок клапанов самая продвинутая гаражная технология предлагает нагревать головку с помощью электроплитки, направляющую охладить в морозильнике, и перед установкой смазать моторным маслом. Собственно установка производится с помощью молотка и оправки.

Но некоторые мастера действуют еще проще. Зачем утруждать себя нагревом и охлаждением? Если головка алюминиевая, а молоток тяжелый, то направляющая и так войдет! Правда, разбитое отверстие будет пропускать масло, а направляющая может стать криво по отношению к седлу Но откуда такие премудрости известны большинству современных клиентов, для которых подкапотное пространство – темный лес?

В профессиональном же сервисе ГБЦ равномерно подогревают (например, в термошкафу), после чего выпрессовывают старые втулки, а новые, охлажденные в жидком азоте, становятся на их место практически без усилия и перекоса. После запрессовки внутреннюю поверхность втулок разворачивают до нужного размера. Для этого используются развертки. Однако более высокое качество обеспечивает опять же специальный станок.

Если в головке просажены седла или изношены опоры распредвала, кустари приговаривают ее к замене. Зачем возиться, клиент ведь платит! Специализированный же сервис имеет оборудование, которое позволяет восстанавливать седла и растачивать их посадочные отверстия, ремонтировать отверстия под гидротолкатели, высверливать шпильки.

Как ремонтируют седла по старинке ? Вначале их обрабатывают вручную разными фрезами (шарошками), а затем опять же вручную притирают клапана. Самый простой способ – берется притирочная паста, на стержень клапана надевается резиновый шланг и руками, руками, подобно тому, как древние люди добывали огонь.

Правда, существует и специальное приспособление, но, опять же ручное. Работа очень трудоемкая, а, главное, не гарантирующая качественного результата, ведь все делается на глазок . Плотность прилегания клапанов к седлам проверяют, заливая во впускной и выпускной коллекторы керосин. Если появились протечки – начинай все заново: рассухаривай клапана, притирай

Ремонт ГБЦ у специалистов

Режущая головка станка одновременно обрабатывает все три фаски седла с высокой точностью, после чего не требуется притирка клапанов. Герметичность проверяют на вакуумной установке, при этом не нужно устанавливать пружины и сухари. В ней клапан присасывается к седлу разряжением. Если обработка сделана качественно, клапан удерживается в седле атмосферным давлением. А после этого уже можно производить окончательную сборку.

Отдельный вопрос – устранение трещин алюминиевых ГБЦ. Чаще всего страдают головки дизельных двигателей, так как они испытывают большие нагрузки при работе по сравнению с бензиновыми моторами.

Причем чугунные головки в силу меньшей пластичности повреждаются гораздо чаще алюминиевых. Трещины возникают, как правило, в местах наибольшего перепада температур, как-то: между седлами клапанов, возле форкамеры.

В бензиновых моторах головка страдает, в основном, из-за перегрева. С течением времени появившиеся трещины увеличиваются в размерах, снижая прочность ГБЦ. В результате ослабляется посадка запрессованных в нее деталей – седел и направляющих клапанов.

Еще худшие последствия наступают, когда трещина нарушает герметичность проходящих в ней каналов смазки или охлаждения. Падает компрессия, двигатель работает неустойчиво. Охлаждающая жидкость, попадая в цилиндр, смывает смазку с его стенок, а стекая в картер, смешивается с маслом, ухудшая его свойства. Износ двигателя при этом существенно возрастает.

Производители автомобилей не предусматривают ремонта в таких случаях. Наши же СТО предлагают услуги по заварке трещин по собственным методикам с помощью аргонно-дуговой сварки.

Перед сваркой головку равномерно нагревают. Затем сварщик устраняет дефект стенки и наплавляет материал с запасом . Далее механической обработкой восстанавливается геометрия головки.

Существует мнение, в том числе и в среде специалистов, что заварка трещин применима лишь в случае подготовки автомобиля на продажу. Если же делать ремонт ГБЦ для себя - лучше заменить головку. В любом случае поинтересуйтесь длительностью гарантии и оборудованием, которым располагает мастерская.

При использовании данного материала, ссылка на http://bycars.ru/ обязательна.

Опубликовано 30.03.13. Эту страницу просмотрели 7673 раза

Источники: http://carnovato.ru/golovka-bloka-cilindrov-dvigatelja-kryshka-zaglushka/, http://carnovato.ru/remont-golovki-bloka-cilindrov-shlifovka/, http://bycars.ru/journal/golovo-lomka_444

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения