Ремонт двигателя напольного вентилятора своими руками

Бытовой вентилятор сломался, сгорела статорная обмотка. Сколько стоит новый вентилятор в магазине ну где-то 300 – 500 руб.

Если отдать в ремонт, сколько обойдется это удовольствие, давайте подсчитаем. Примерно дня два максимум на ремонт уйдет.
При разборке, возможно, потребуется изготовление каркаса для статорной обмотки, плюс время перемотки, пропитка лаком, сушка катушки и в завершении сборка вентилятора.

Отсюда следует аренда помещения, зарплата за два дня, налоги и так далее, короче говоря, обойдется ремонт пусть не в стоимость нового вентилятора, но близко к этой цене. Зачем кому-то платить деньги за то, что вы сами можете сделать, приобрести опыт сделать своими руками, как знать, возможно, вы на это еще заработайте.

И так начнем.
Снимаем заднюю крышку вентилятора, смотрим, что мы имеем. Маленький однофазный асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором мощностью всего 20 Вт. Ротор – это та часть, которая вращается за счет вращающего магнитного поля и приводит в движение лопасти вентилятора посредствам вала.

Статор – это обмотка находящая на сердечнике двигателя, которая преобразует переменный электрический ток в магнитное вращающее поле.

При внешнем осмотре вы доложены, примерно ожидать причины неисправности, такие как механические: заклинивание движущих частей из-за грязи, разного сора. Изменение цвета изоляции вследствие превышенной температуры.

Идем далее, проверяем на целостность питающий шнур и статорную обмотку, как это сделать, можно просто обойтись батарейкой и лампочкой, проще говоря, сделать «Аркашку».

В моем случаи, причина неисправности, это обрыв обмотки статора, при прозвонке «Аркашкой» лампочка не светит так как из-за обрыва не получалась цыпочка, необходимая для свечения лампочки.

Разборка статорной обмотки.
Обмотка снимается просто, наставляем металлический пруток или прочную отвертку и выбиваем равномерными ударами по сторонам указанными красными стрелками.

Теперь самое интересное, сделать расчеты, найти необходимое количество витков для обмотки статора.
И так что имеем:
Напряжение сети U = 220 В.
Мощность вентилятора = 20 Вт.
Сечение сердечника Sc = 1.2 см. 2 Sc = a x b (см.)
Протекающий ток в катушке I = 0,09 А. I = P / U

Расчет сечения обмоточного провода:

Если перевести площадь поперечного сечения провода из 0,03 мм 2 в диаметр провода получим: d = 0,19 мм

Обмоточный провод взял из катушки магнитного пускателя диаметром d = 0,17 так как не знаю смогу уложить нужное количество витков на каркас катушки.

Расчет количества витков:

Вс - это справочная величина, магнитная проницаемость трансформаторного железа. (8000 - 14000 ге )

Расчеты сделаны, теперь можно приступить к практическим мероприятиям. Каркас катушки делать не пришлось, я снял его из старого приемника, в точности такой, какой мне нужно.

Устанавливаю каркас катушки на ручную моталку.

Катушку с проводом одел на стержень на подставке, так чтобы он легко разматывался, подставку положил на пол. Приступаем к нудной кропотливой работе, наматываем катушку.

Припаиваем кончик провода на клемник. Намотав первый слой провода, прокладываем стеклоткань поверх первого вывода для защиты от механических повреждений.

Чем ровнее и аккуратней мотаем катушку, тем больше вероятность, что хватит места для укладки нужного количества витков на каркасе.

Намотав катушку, пропитываем ее пропиточным лаком или клеем БФ. Вы спросите для чего пропитывать обмотку, у нее и так провода покрыты лаком. Пропитываем для того, что бы катушка была одним целым, чтобы прекратить движение (вибрацию) витков и трение друг о друга. Если этого не сделать сами понимаете, что изоляция нарушится и приведет к междувитковому замыканию.

Ура, дошли до сборки двигателя. Сборка аналогична разборке, аккуратно забиваем сердечник, так чтобы не повредить обмотки.

Здесь на рисунке красными стрелками показаны коротко замкнутые виточки, на них концентрируется вращающие магнитное поле, которое воздействует на ротор, что приводит к вращению ротора.

Вид с боку короткозамкнутого витка.

Двигатель в сборе все отлично, но могут возникнуть такие нюансы, как например, поменялась направление вращения двигателя. Как поменять направление вращения двигателя. Снимаем ротор и устанавливаем его с другого торца сердечника. Можно снять катушку, перевернув ее на 180 градусов и установить ее обратно, вращение поменяется.


Можно поздравить с почином.
Надеюсь, что моя статья кому-то поможет починить бытовой вентилятор.

Ремонт вентилятора своими руками

Вентилятор, как и любое другое электрическое устройство, имеет свойство иногда ломаться, в нем чаще всего сгорает обмотка статора. Но это совсем не повод отправлять его на пенсию. В рамках данной статьи поговорим о практике ремонта бытовых вентиляторов.

Алгоритм ремонта типового вентилятора

Начинаем процесс разборки со снятия крышки вентилятора, под ней спрятан небольших габаритов однофазный асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротор, мощностью 20 Ватт. Напомню о том, что ротор это двигающаяся часть электродвигателя, который вращается за счет магнитного поля. Тем самым приводя в движение лопасти нашего вентилятора.

Статор – это статическая обмотка, которая располагается на стальном сердечнике электродвигателя. Статор осуществляет преобразование переменного тока во вращающееся магнитное поле.

При внешнем осмотре, конечно сложно поломку любого устройства, если нет явных признаков повреждения говорящих сами за себя. В нашем примере надо прозвонить на целостность статорную обмотку и шнур питания. Сделать это проще всего при помощи обычного мультиметра, который должен быть в инструментальном арсенале любого радиолюбителя. О том, как правильно пользоваться мультиметром, можно узнать здесь .

После серии измерений выяснилось, что питающий шнур у нас в полном порядке, а у бытового вентилятора просто сгорела обмотка статора. Для ремонта своими руками, нам потребуется частично разобрать двигатель. Статорную обмотку можно достаточно легко снять с помощью обычной отвертки вбивая ее равномерными ударами, по местам, указанными стрелками на фотографии.

После успешного демонтажа статорной обмотки, можно перейти к математике, а именно, расчета количества витков для обмотки статора двигателя.

Для упращенного расчета можно взять за основу следующий алгоритм:

Напряжение в нормальной сети переменного тока 220 Вольт, мощность двигателя – 20 Ватт, Сечение сердечника 1,2 см 2. проходящий через катушку ток составит – 0,09 А. (исходя из общеизвестной формулы I=P/U).

Сечение типового провода можно вычислить по следующей формуле :

Если переведем площадь поперечного сечения провода из 0,03 мм 2 в диаметр провода получим в итоге: d = 0,19 мм

Обмоточный провод я позаимствовать из катушки магнитного пускателя диаметром 0,17 мм так как не знаю смогу уложить нужное количество витков на каркас катушки.

В последнем случае: U – сетевое напряжение, Sc – сечение сердечника, Bc – магнитная проницаемость железа (максимум 14 000 ге).

Как только вычислим количество витков, можно приступать к обмотке. Обмотать вокруг сердечника столько витков вручную сложно, поэтому рекомендую воспользоваться самодельным станком для намотки трансформаторов .

После того как катушка сделана, необходимо пропитать ее специальным лаком для пропитки, иначе изоляция проводов в ней может нарушиться.

После высыхания лака, необходимо установить катушку обратно. Если после сборки и проверки возникли проблемы с направлением вращения лопастей, то нужно только снять ротор и установить его с другого торца сердечник. Как вариант, можно снова вытащить катушку статора, и повернуть ее на 180 градусов и установить обратно.

На рисунке выше красными стрелками помечены коротко замкнутые витки, на них будет концентрироваться вращающие лопасти магнитное поле, которое воздействует на ротор.

Ремонт бытового напольного вентилятора

Для того что бы найти причину поломки вентилятора, необходимо его, как и в предыдущем примере разобрать. Сделать это довольно просто. Вначале снимаем защитную решетку, затем вытаскиваем лопасти или крыльчатку, которая обычно фиксируется специальной гайкой. Затем необходимо демонтировать другую часть защитной решетки и отвинтить саморезы крышки.

Рекомендую также изучить типовую принципиальную схему работы напольного вентилятора. Обычно в ней используется асинхронный электродвигатель с 8-ю обмотками (рабочие и пусковые). Для успешного запуска двигателя необходимо создать сдвиг фазы на 90 градусов. Для этого в схеме имеется конденсатор. Работать схема будет после нажатии кнопка включения питания, при этом должна загореться индикаторная лампа и начинают вращаться лопости, скорость вращения двигателя зависит от схемы соединения обмоток, с помощью переключателя.

Сначала требуется проверить исправность сетевого провода. Затем выполнить проверку конденсатора для запуска мотора. Рекомендуется также посмотреть целостность контактов и проводов. Если во время работы вентилятора слышен гул или шум, тогда нужно смазать его густой смазкой Литолом.

Ремонт электродвигателя начинают со смазки подшипников, обычно после этого вентилятор начинает хорошо работать. Для смазки можно использовать машинное масло.

Достаточно типовой неисправностью является обрыв одной из обмоток статора. Для проверки можно резко крутануть лопасти по направлению вращения часовой стрелки. Если вентилятор заработает значит сгорела одна из обмоток.

Срок службы электродвигателя уменьшается в несколько раз, если не чистить его от пыли, а так же если забывать смазывать подшипники или редуктор.

Напольный вентилятор гудит и не крутится, в чём неимправность?

MusicMaker Профи (531), закрыт 5 лет назад

Имеется напольный вентилятор служит уже давно, профилактику и ремонт проходил несколько раз. Последний раз перебирался пластмассовый редуктор, т.к. весь рассыпался, пришлось клеить, заново всё было промазано спец смазками для пластика и для металла. Всё работало после этого замечательно. Но недавно был включен и через 10 минут оказался что он остановился. Ислледовав его - слышно что гудит но не крутится. При нажатии разных кнопок слышно только как ротор дёргается, но не крутится ни в какую сторону, вручную тоже не заводится, ход мягкий ничего не затруднено. Вот и встал вопрос мог сдохнуть кондёр? там на 1uf 400v. Т.к. обмотки прозваниваются и похоже что мотор жив, но почему то не стартует и не крутится даже если пытаешься его вручную раскрутить. Как такой конденсатор можно проверить?

валера соколов Мастер (1000) 5 лет назад

Так же думал, что кондёр - а оказалось межвитковое - только омметром определили - и то не сразу - провода ооочень тонкие и их ооочень много - межвитковое трудно определить.

Беларус Гуру (2652) 5 лет назад

там стоят втулки на валу бронзовые или латунные не суть важно они выработались, смотри стерлись, вал и перекасило

Карлос Речкин Гуру (2956) 5 лет назад

По всей видимости в вашем вентиляторе не хватает Двух камней, на один надо положить вентилятор а другой опустить на вентилятор, чем резче опустите второй камень тем эфектнее будет результат. Сразу встречный вопрос. Сколько ему лет?

Айрат Саттаров Оракул (64725) 5 лет назад

МУльтимером в режиме омметра. При прикосновении к выводам (один из них обязательно отпаяйте) стрелка должна дернуться и плавно вернуться в ноль. Обычно этого достаточно, но остаются два варианта неисправности, не выявляемые таким способом: пробой диэлектрика при высоком напряжении или потеря емкости (говорят, что кондер высох ). Так что для полной уверенности - найти точно такой же и попробовать.

EstateK Ученик (210) 2 месяца назад

Источники: http://www.skrutka.ru/sk/tekst.php%3Fid%3D18, http://www.texnic.ru/shems/bit_prib/kondic/002klim.html, http://otvet.mail.ru/question/61198621

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения