Ремонт аккумулятора автомобиля своими руками

Способы восстановления автомобильного аккумулятора

Каждая деталь или узел, имеющийся в автомобиле, отвечает за определенный вид работы. Основным назначением аккумуляторной батареи является запуск силового агрегата, а также питание бортовой сети машины при неработающем двигателе. Как и другие системы и устройства в транспортном средстве АКБ имеет ограниченный срок службы. При неполадках в электрической системе авто или при затрудненном запуске мотора батарея может утратить свои качества. Однако не следует спешить в магазин покупать новый аккумулятор для автомобиля. Зная, как восстановить аккумулятор автомобиля, можно реанимировать АКБ и значительно продлить срок ее эксплуатации.

Многие проблемы в работе аккумуляторной батареи появляются после неправильного обслуживания или отсутствия заботы со стороны автовладельца. Поэтому водителям необходимо следовать рекомендациям производителей аккумуляторов, поддерживать чистоту прибора, а также выполнять периодическую зарядку стационарным устройством. Кроме того, автомобилисту необходимо иметь представление об конструктивных особенностях и принципе работы источника тока.

Устройство АКБ и принцип работы

С момента изобретения аккумулятора этот прибор неоднократно подвергался доработкам и усовершенствованиям. Все они преследовали главную цель -увеличить производительность и долговечность батареи. Сегодня многие производители используют особые материалы, которые улучшают свойства аккумулятора. Но простому автолюбителю достаточно знать общие представления об устройстве и принципе действия АКБ.

Внешне автомобильный аккумулятор представляет собой пластмассовую закрытую емкость, в которую спрятан набор отрицательных и положительных пластин из свинца или сплавов на основе никеля, кадмия и т. д. Внутри батареи залита серная кислота, благодаря которой образуется гальваническая пара. При подаче тока к клеммам аккумулятора происходит накопление электроэнергии. Набрав определенный предел емкости, аккумуляторная батарея способна сама стать источником тока напряжением 12 В. Каждый раз, включая стартер автомобиля, происходит разряд АКБ. Но как только мотор заработает, исправный генератор должен восполнить запасы электричества. Однако такая идиллия не всегда наблюдается в машине. Поэтому аккумулятор после каждого запуска мотора слабеет, а вскоре у него не хватает сил вращать стартер. В зависимости от причины разрядки батареи, мастер определяет, как восстановить аккумулятор.

Распространенные неисправности аккумулятора

Существует несколько часто встречающихся неисправностей автомобильного аккумулятора. В каких-то случаях батарея не поддается ремонту, а иногда источник тока удается восстановить.

  1. Одной из наиболее популярных причин выхода АКБ из строя является сульфатация пластин. Симптомы данного заболевания выглядят так. Емкость батареи быстро падает, мощности прибора не хватает для вращения стартера. Кроме того, наблюдается перегрев пластин, кипение электролита и повышение напряжения на выводах.
  2. Распространенной причиной неисправной работы аккумулятора является нарушение целостности и осыпание угольных пластин. Эта неполадка легко определяется по темному цвету серной кислоты. Восстановить такую батарею не всегда удается.
  3. Следующая неисправность АКБ появляется при замыкании соседних свинцовых пластин, расположенных в одной секции. Такая проблема выявляется достаточно просто. Электролит в этой банке выкипает, а сама секция сильно нагревается. Для восстановления аккумулятора необходимо вскрывать батарею и заменять испорченные пластины.
  4. Неправильная эксплуатация батареи, как и ошибки при ее хранении, становятся причиной замерзания электролита в морозную погоду. В результате повреждаются не только свинцовые пластины, но и корпус батареи. При таких поломках аккумулятор ремонту не подлежит.

Способы реанимации аккумулятора

Когда выяснены причины неисправной работы источника тока в машине, остается решить, как восстановить аккумулятор автомобиля. Начинать работу следует с самых простых шагов.

  1. В первую очередь после снятия клемм с АКБ необходимо сделать внешний осмотр прибора. Если свинцовые электроды покрыты слоем порошка белого, синего или зеленого оттенков, необходимо произвести очистку контактов от данных окислов. Для этого ветошью удаляется рыхлая масса, а сами выводы зачищаются мелкозернистой наждачной бумагой. Именно плохой контакт может стать причиной слабого вращения стартера.
  2. Следующим этапом становится зарядка аккумулятора с последующей разрядкой. Некоторые современные импульсные стационарные приборы способны одновременно выполнять заряд-разряд батареи, избавляя пластины от сульфатации на начальной стадии. Если зарядное устройство старого образца, то в этом случае автомобильный аккумулятор ставится на подзарядку длительностью не менее 10 ч при силе тока в 10 раз меньше емкости АКБ. Например, для батареи емкостью 75 А/ч устанавливается ток 7,5 А. После окончания процесса аккумулятор необходимо полностью разрядить. Для этого к нему подключается автомобильная лампочка. Как только она потухнет, батарею снова ставят на зарядку. В результате таких последовательных циклов удается реанимировать автомобильный аккумулятор.
  3. Для ликвидации короткого замыкания в АКБ можно воспользоваться специальной десульфатизирующей присадкой. Ее добавляют в электролит плотностью 1,28 г/куб. см. и оставляют на 2 суток для полного растворения. Затем электролит с добавкой заливается в батарею, после чего снова измеряется плотность. Если этот показатель остался в пределах 1,28, то необходимо несколько раз зарядить и разрядить АКБ. Если при зарядке электролит не кипит, а батарея не нагревается, то можно снизить величину тока вдвое. Спустя 2 часа необходимо измерить плотность электролита, и если она осталась на номинальном уровне, зарядка прекращается. Аккумулятор успешно восстановлен. При изменении плотности следует долить в электролит воду (если больше 1,28) или серную кислоту (если меньше 1,28). После корректировки плотности снова производится зарядка аккумулятора.
  4. Столь длительная реанимация может не подойти для некоторых автомобилистов. Как восстановить автомобильный аккумулятор ускоренными темпами? Для этого батарея полностью заряжается, после чего сливается электролит. Аккумулятор промывается дистиллированной водой, а затем заполняется раствором, состоящим из 2% трилона Б и 5% аммиака. Через 1 час раствор сливается, иногда приходится процедуру очистки повторить. Снова АКБ промывается дистиллированной водой, заливается свежий электролит и выполняется полная зарядка.

Многие неполадки в автомобильном аккумуляторе проще предупредить, чем ликвидировать. Достаточно следить за чистотой клемм и выводов, а также раз в 6 месяцев осуществлять полную зарядку АКБ при помощи стационарного устройства, и аккумулятор отблагодарит своего хозяина исправной работой. А если стартер и двигатель будут легко вращаться и запускаться, то срок службы батареи удастся продлить до 5-7 лет.

Ремонт автомобильных аккумуляторов своими руками

Автомобильный аккумулятор в большинстве своем предназначен для запуска двигателя автомобиля. Кроме того, аккумулятор поддерживает работу сердца автомобиля во время поломки генератора, и заряжает электроприборы (например, мобильный телефон) при выключенном двигателе. Принцип действия прибора заложен в выработке тока путем взаимодействия оксида свинца и серной кислоты (электролита).

Состав аккумулятора: Стандартная аккумуляторная батарея состоит из 6 элементов, мощностью 2 вольта каждый. Каждый из 6 элементов представляет собой набор решетчатых пластин из свинца, погруженных в емкость с электролитом.
Как правило, даже самые качественные аккумуляторы не служат вечно. Чаще всего устройства выходят из строя в летнюю пору из-за очень высокой температуры (причины перегрева двигателя ).

Ремонт автомобильных аккумуляторов требуется при следующих неисправностях агрегата:

  • разбухание и деформация блоков пластин;
  • повреждение банок и/или корпуса батареи;
  • замыкание пластин, которое провоцирует осыпание активной массы;
  • сульфатация пластин аккумулятора, вызванная сильным разрядом батареи;
  • внутренний разрыв сети, вызванный механическим разъединением пластин с выводящими клеммами.

Что касается первой неисправности, то для восстановления работоспособности аккумулятора нужно заменить все пластины, поэтому проще и дешевле будет заменить агрегат новым.

Повреждение банок убирается путем их замены либо реставрации трещин любым известным способом. Но опять же целесообразным ремонт такой травмы АКБ не назовешь, потому что стоимость ремонта не будет сильно отличаться от стоимости нового аккумулятора.

Обнаружить короткое замыкание пластин в аккумуляторе очень легко, так же как проверить свечи зажигания. Как правило, поломку нужно искать в сильно нагревающейся секции с малым количеством электролита. Замыкание чаще всего происходит, если аккумулятор находится в разряженном или наполовину разряженном состоянии на сильном холоде. Плотность электролита в разряженном аккумуляторе может опуститься до 1,09 г/см3, а замерзание вещества возможно уже при температуре -7 градусов, тогда как для замерзания полностью заряженного аккумулятора с плотностью электролита 1,28 г/см3 возможно при температуре -65 градусов по Цельсию. Эта поломка не подлежит ремонту, здесь требуется только замена пластин. Стоимость данной операции небольшая, но не все автосервисы соглашаются на такой ремонт авто аккумуляторов. Что касается самостоятельной замены пластин, то лучше этого не делать, потому что АКБ содержат в себе серную кислоту, а она очень токсична. Для работы с этой кислотой нужна подготовка, специальная аппаратура и комплекс защитных средств. Для того чтобы сделать ремонт автомобильных сидений подготовка не нужна, лишь изучение особенностей ремонта.

Признаком осыпания пластин в АКБ есть темный цвет электролита. В отдельных случаях возобновить работоспособность аккумулятора можно промывкой пластин дистиллированной водой. Но если осыпавшихся частиц очень много, то механизм, скорее всего не восстановить.

Ремонт аккумулятора своими руками -инструкция

Рассмотрит процедуру десульфатации пластин, которую с легкостью можно сделать самостоятельно. Итак, ремонт и восстановление аккумуляторов, пострадавших вследствие отложений соли на пластинах (сульфатации) состоит из следующих процедур:

  1. Растворите десульфатирующую присадку в свежем электролите плотностью 1,28 г/см3. Четко соблюдайте пропорции, описанные в соответствующей инструкции к аккумулятору (схема подключения противотуманных фар также описана в инструкции ).
  2. Залейте новый электролит в аккумулятор вашего автомобиля.
  3. Открутите пробки и подключите зарядное устройство. Заряжайте небольшим током. Следите, чтобы аккумулятор не грелся и не закипал. Уменьшите еще больше ток по достижению напряжения на клеммах от 13,8 до 14,4 вольт и замерьте плотность электролита. Еще через 2 часа еще раз замерьте плотность электролита. Если показания не изменились по сравнению с предыдущими показателями, то аккумулятор заряжен.
  4. Теперь доведите до оптимальной плотности электролит (1,28 г/см3), добавив электролит повышенной плотности или дистиллированную воду.
  5. После зарядки АКБ необходимо его разрядить, восстановив, таким образом, емкость механизма. Подключите к аккумулятору лампочку и, ограничив подачу тока, дождитесь понижения напряжения на клеммах до 10,2 вольт. Далее проведите расчет емкости АКБ. Для этого умножьте время разряда на ток разряда. Если емкость ниже номинальной, то проводите зарядку-разрядку до тех пор, пока она не восстановится.
  6. Все, ремонт аккумуляторов автомобильных на этом закончен. Добавьте немного десульфатирующей присадки, и все, батарею можно устанавливать в автомобиль.

Есть еще один способ восстановления аккумулятора, он более быстрый:

  1. Зарядите АКБ до максимума и слейте старый электролит. Промойте устройство несколько раз с помощью дистиллированной воды.
  2. Далее залейте минут на 40-50 специальный очищающий раствор, состоящий из аммиака и трилона.
  3. Слейте раствор и промойте полость батареи дистиллированной водой.
  4. Залейте новый электролит и зарядите аккумулятор.

Ремонт клеммы аккумулятора предусматривает восстановление их контакта с болтами аккумулятора.

Итак, ремонт и обслуживание аккумуляторов в отдельных случаях можно проводить и самостоятельно без особых хлопот, но сотрудники сервисов, как правило, имеют специальную подготовку для работы с данными механизмами.

Простой ремонт поврежденного аккумулятора в автомобиле

Срок службы аккумулятора для автомобиля определен примерно в пять лет. За этот время он постепенно приходит в негодность, обрастает рядом аккумуляторных «болезней». Некоторые из них возможно победить своими руками, но иногда для реинкарнации нет ни малейшего шанса.

Виды аккумуляторов и их основные неисправности
Самым распространенным типом аккумулятора для авто является свинцово-кислотный. Часто на нем написано, что он необслуживаемый, но в большинстве случаев это лишь рекламный ход: обещание срока работы таких аккумуляторов без подзарядки и доливки воды минимум два года. На самом деле такая АКБ прекрасно поддается не только обслуживанию своими руками, но и в ряде случаев возможен ремонт.

Другим типом батареи для автомобиля недавно давно стал свинцово-гелевый: вместо привычной кислоты в качестве электролита используется ее смесь с загустителем – силикагелем. Такая батарея обладает рядом неоспоримых достоинств: длительность циклов разряд-заряд, отсутствие выброса паров кислоты в атмосферу. Однако по причине небольшого пока срока широкой эксплуатации таких аккумуляторов, опыта в их восстановлении немного.

Основная неисправность свинцово-кислотных батарей – сульфатация пластин. Она возникает в результате недозаряда аккумулятора, нахождения без заряда, слабом токе генератора автомобиля (окисленные клеммы), зарядного устройства или высокой плотности электролита. При таком диагнозе батареи осуществить ее ремонт своими руками вполне возможно.

Другая неприятность – усыхание АКБ. Причина в основном одна – перезаряд, при котором происходит диссоциация (разложение воды в электролите на ионы). При возможности долить дистиллированную воду шанс на спасение будет довольно велик. Важно не допустить случая «вздутия» батареи, которое возможно на действительно необслуживаемых моделях – при таком симптоме восстановление исключено.

Постоянная эксплуатация аккумулятора с низкой плотностью электролита, например, в теплом регионе страны, приведет к преобладанию в электролите воды. Такая батарейка обречена на утиль.

Способы восстановить аккумулятор
Десульфатация пластин свинцово-кислотного аккумулятора происходит следующими способами:

многократный заряд батареи током небольшой величины;
«шоковая» зарядка высоким напряжением в несколько циклов;
промывка внутренней поверхности АКБ раствором трилона Б с последующей заменой электролита;
заряд со стабильным напряжением и силой тока.
Первый способ спасения аккумулятора автомобиля своими руками прост, но продолжителен: необходимо пять циклов заряда-бездействия, с минимальным током, продолжительностью по восемь часов каждого.

«Шоковая» терапия для аккумулятора своего авто состоит в доливке при необходимости дистиллированной воды и подключению к качественному, регулируемому зарядному устройству. Сначала подается на 15 минут напряжение в 14 Вольт, далее делаем аналогичную по времени паузу и включаем снова, но уже на сутки. Такой ремонт включает три описанных цикла. Оставшиеся два проводятся с напряжением в 14,5 и 14,8 Вольт.

Спасение аккумулятора автомобиля своими руками возможно при помощи трилона Б (динатриевая соль) и аммиака. Оба препарата продаются в аптеках. Для этого сливается электролит, пластины промываются водой, и заливается раствор в соотношении 2% весовой доли трилона и 5% аммиака. Такой процесс десульфатации аккумуляторов авто сопровождается выделением газа, а его прекращение свидетельствует об окончании работ. Далее происходит промывка дистиллированной водой, заливка электролитом и зарядка. Такой ремонт самый быстрый – около часа.

Еще одной попыткой реанимации своими руками аккумуляторов авто будет зарядка при токе 1.5 Ампера в течении 12 часов. Потом небольшой разряд и аналогичный цикл. Через сутки проверяется напряжение: если оно менее 13 Вольт напряжение на клеммы от «зарядника» повторяется аналогично до достижения спустя сутки 13 Вольт.

Восстановление гелевого аккумулятора
У такой АКБ для автомобиля основная причина поломки – подача на клеммы напряжения выше 15 Вольт. При этом ремонт своими руками осложняется герметичностью корпуса и в большинстве случаев он невозможен.

Другая неисправность – разряд. Осуществить ремонт можно приобретением специального зарядного устройства для авто с гелевыми батареями. Напряжение, подаваемое таким прибором на клеммы батареи, не должно превышать 14,3 Вольта.

Независимо от типа используемого на авто аккумулятора стоит избегать его работы в экстремальных условиях. Ремонт будет маловероятным при своевременном прохождении ТО, в регламент которого включено и обслуживание АКБ.

Источники: http://vybratauto.ru/poleznoe/kak-vosstanovit-akkumulyator-avtomobilya.html, http://autoremka.ru/raznoe/remont-akkumulyatorov-avtomobilnyx-svoimi-rukami.html, http://carmend.ru/engine/remont-akkumulyatora-avtomobilya.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения